Варианты подхода в выборе конфигурации базы управленческого учета (типовая или разработанная собственными силами)

Далеко не первый раз сталкиваюсь с закономерным и обоснованным вопросом заказчика: «Какой же предпочесть вариант конфигурации базы для ведения управленческого учета: универсальный типовой или же разработанный собственными силами с самого начала и под конкретные требования предприятия (самописный)?»

Если функционал типовой конфигурации полностью подходит для ведения управленческого учёта заказчиком, то абсолютно очевидным выбором является типовая конфигурация от 1С. Это значительно сократит ваши затраты при покупке, последующем внедрении и сопровождении. Если, вы уже используете продукты от 1С, то тогда придется приобрести только лицензию на нужную конфигурацию, и несколько пользовательских лицензий (при необходимости), привлечь сотрудника собственного ИТ-отдела или внешнего специалиста для первоначального заполнения справочных и иных данных.

Если же для ведения управленческого учета типовой функционал вас не устраивает (судя по моему опыту в 95% случаев будет именно так) и нужны доработки системы, то ответ становится не таким уж очевидным. Управленческий учет является внутренним учетом предприятия и для него не существует единого стандарта, например как для бухгалтерского или налогового. Он может быть гораздо более детальным в одних областях учета и агрегированным в других. Ярким примером может являться учет по планированию, начислению и выплате маркетинга. Как правило, подобный учет определяется внутренними регламентами, которые могут существенно различаться у разных компаний. Еще одним интересным примером является процесс планирования: продаж, производства, поступлений материалов, финансовых приходов и затрат и т.п. — тут все тоже очень и очень индивидуально. В ответ на такие тенденции, 1С пытается создавать универсальные конфигурации, функционал которых в большинстве своем удовлетворяет базовым требованиям клиентов. При этом заказчик расплачивается более низкой производительностью системы и возросшим объемом БД. Наверное, все заметили, что на файловых конфигурациях 1С 8 уже абсолютно невозможно работать если база не находится на SSD диске. Например, только в конфигурации УТ 11 порядка 40 регистров сведений и 80 регистров накопления – это серьезная плата за универсальность решения, которая к тому же все равно может не закрывает все текущие потребности клиентов в управленческом учете. Так же не будем забывать про потенциал развития бизнеса компании, вместе с которым система учета так же должна параллельно развиваться.

Далее я сформулирую основные возражения сторонников типовых конфигураций и постараюсь аргументированно их опровергнуть:

«Если конфигурация не типовая, то мы не сможем ее автоматически обновлять»

Если это конфигурация для управленческого учета, то в 95% случаев она уже не является типовой, т.е. она каким-то образом изменена. И будь это изменение в основной конфигурации, или вы создали расширение (начиная с платформы 8.3.6), совсем не факт, что после автоматического обновления конфигурация будет работоспособна. Так же, конфигурацию управленческого учета и не требуется часто обновлять, повторюсь — это не конфигурация для бухгалтерского учета. Конфигурация базы управленческого учета изменяется (а не обновляется) вместе с ростом и трансформацией бизнеса предприятия, а не в соответствии с ежеквартальными изменениями законодательства. В конце замечу, что использование расширений конфигурации (да, оно может быть и не одно), может очень сильно снижать читабельность и понимание кода.

«Если конфигурация не типовая, то мы будем полностью зависеть от разработчика«

Надо принять простую истину, что любое изменение в типовой конфигурации автоматически влечет привлечение специалиста по разработке на платформе 1С. А это, в свою очередь, означает, что вы начинаете зависеть от того, кто эту доработку сделал. И не важно, это «большая» доработка или «маленькая», кто ее сделал: сотрудник собственного ИТ-отдела предприятия, сотрудник франчайзи 1С или внештатный фрилансер. По настоящему важно правильно сделать выбор профессионального и ответственного разработчика, который не только в срок разработает конфигурацию и подготовит ее описание, но и поможет с ее внедрением, обучением сотрудников, будет сопровождать в дальнейшем.

«Если конфигурация не типовая, то мы не сможем интегрироваться с другими учетными системами»

Любые конфигурации работают на платформе 1С, которая имеет встроенные механизмы обмена. Так же компания 1С создает инструменты для обмена данными, например универсальная обработка «Выгрузка и загрузка данных XML». При наличии желания, механизмы интеграции можно разработать самостоятельно с использованием технологий: csv, xls, xml, dbf, com–объектов, web или http-сервисов. Иными словами, тут нет проблем.

«Типовая конфигурация работает быстрее и надежней»

Типовая конфигурация – универсальное решение на все возможные случаи, собственная разработка – конкретное решение под конкретные требования (только то, что нужно). Однозначно, что объектов и их движений в созданной самостоятельно конфигурации будет в разы меньше чем в типовой. Из этого вполне можно сделать вывод, что производительность конфигурации собственной разработки не может быть хуже типовой (на однотипном оборудовании при равной загрузке). А иначе это уже вопрос в оптимизации системы и серьезные сомнения в профессионализме разработчика.

«Типовая конфигурация стоит дешевле»

Это действительно серьезный аргумент в пользу типовой конфигурации — придется купить только лицензию. Поддержка — по подписке ИТС силами системного администратора. Особенно это выгодно если на предприятии уже используются другие продукты 1С, например для бухгалтерского учета. Можно еще снизить затраты, и развернуть управленческий учет на уже приобретенной конфигурации (может быть сколько угодно баз). Процесс разработки конфигурации «с нуля», в зависимости от поставленных задач, может занимать от 3 месяцев до года. И это затраты на оплату труда одного программиста или даже целой команды. Поддержка специалистом тоже не бесплатна, но тут возможны варианты: например удаленная поддержка внештатным программистом с оплатой фиксированной суммы в месяц за определенное количество отработанных часов.

Надеюсь, что мне удалось ясно и подробно изложить свое мнение по вопросу подхода к выбору конфигурации для ведения управленческого учета. Вам коллеги остается только ответственно определиться со своей позицией и принять оптимальное решение для своего предприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *